То, что нынешний президент не поддается на прямой шантаж со стороны России и Европы, вроде и неплохо. И все же ощущается недостаток нереализованного потенциала…
Гроссмейстерам за шахматной доской во время турнира подсказывать нельзя, но у них между партиями бывают часы отдыха, и тогда им, возможно, пригодились бы наши «шахматные этюды», пишет Владимир Дзебак, председатель совета Всеукраинской ассоциации пенсионеров в своей колонке издания
То, что нынешний президент не поддается прямому шантажу со стороны России и Европы, вроде и неплохо. И все же ощущается недостаток нереализованного потенциала.
Прежде всего, основное взаимодействие сосредоточено на оси Восток — Запад, Россия — Европа, но возможны и другие варианты. Попробуем смоделировать их на примере газовых проблем.
Защита экономических интересов, к сожалению, перешла в плоскость потерь или приобретений в сфере политической.
ГТС из джокера может превратиться в обычную шестерку. Это — как в шахматах: проходная пешка, которая имела все шансы превратиться в королеву, в шаге от цели можно потерять всё из-за необдуманного хода.
Без газа газовая труба может превратиться в металлолом. Однако почему рассматривается только Европа или Россия? Начнем с самого простого.
Южный поток. Накануне развития мирового кризиса из-за нежелания Европы принять этот проект России будет очень трудно его реализовать. Может случиться, что она его таки построит, а наполнение будет отставать или окажется ненужным — вполне естественно, что при поставке дополнительных объемов цена упадет.
Или же Европа, увеличив закупки сжиженного газа, заставит Россию для быстрой окупаемости продавать свой газ слишком дешево, на что очень надеются ее партнеры в этом проекте.
Набукко. Проект есть, а газа пока нет. Туркменистан и Азербайджан не очень спешат участвовать в довольно аморфном проекте. Они понимают, что сразу после окончательного решения по их участию в этом проекте отношения с Россией ухудшатся.
Что касается Ирана, то его тесные связи с Россией и напряженные с Европой и США позволяют прогнозировать, что иранское руководство воздержится от участия в Набукко. К тому же, на фоне финансовых неурядиц в европейском хозяйстве ждать быстрого строительства не приходится. А кто первый построит, тот и выиграет партию.
Азербайджан, обладающий мощными нефтегазовыми запасами, давно мог превратиться в серьезного мирового игрока, если бы не его географическое положение. Однако, имея сырьевую базу и значительный приток валютных поступлений, он остается лишь сырьевым придатком. Хотя амбиции весьма значительны.
Туркменистан. То же. Более того, благодаря газовым контрактам 2009 года на рынок была выведена Россия. Однако у нового руководства есть желание дешево продавать газ российскому «Газпрому». Они готовы к другим, но реальным предложениям.
ГТС из джокера может превратиться в обычную шестерку. Это — как в шахматах: проходная пешка, которая имела все шансы превратиться в королеву, в шаге от цели можно потерять всё из-за необдуманного хода
Вполне реальным видится новый нестандартный ход. Может, стоит предложить президенту Алиеву участие в ГТС в обмен на серьезные месторождения или на долгосрочный контракт транспортировки газа по нормальной европейской цене?
С помощью Грузии, которая получила бы небольшой пакет в ГТС, можно было бы в течение двух — трех лет построить завод по сжижению газа на ее территории. Этот газ поставлялся бы из Азербайджана в Одессу. Далее — закачка в ГТС и продажа в ЕС.
Пока Россия и Европа колеблются, Украина со своими партнерами могла бы быстро реализовать проект. Украина впервые заявила бы о себе как о серьезном игроке на мировой шахматной доске, создав мощные блоки реальных партнеров. Тогда бы и Европа, и Россия относились бы к Украине иначе.