Перед каждым международным саммитом или важной встречей с кем-то из западных лидеров украинские политики любят вспоминать такие слова как «демократия», «гражданское общество», «свобода слова», «права меньшинств» и т.д., пишет Виктория Сюмар, директор Института массовой информации.
Перед каждым международным саммитом или важной встречей с кем-то из западных лидеров украинские политики любят вспоминать такие слова как «демократия», «гражданское общество», «свобода слова», «права меньшинств» и т.д., пишет Виктория Сюмар, директор Института массовой информации.
#img_left#Повторять эти слова как заклинание стало неким политическим ритуалом. Не так давно к нему обратился и президент Виктор Янукович, который, выступая в парламенте, заявил, что «модернизационные изменения в государстве состоятся лишь при условии дальнейшего развития основ и механизмов демократии». По его словам, в первую очередь, «в новом импульсе в своем развитии нуждается гражданское общество».
Теперь вопрос — как эти уже знакомые заявления и декларации реализуются в реальности? Что может стать таким очередным «импульсом» и как его представляет Виктор Янукович?
Бесспорно, таким импульсом может быть немало вещей: от роста уровня обеспечения людей, которые, превращаясь в представителей среднего класса, становятся более активными в отстаивании своих прав, вплоть до роста протестных настроений недовольных, которые должны объединяться для защиты от произвола власти на различных уровнях.
Второй вариант вряд ли по нраву представителям властей, однако является вполне реальным, учитывая то, как часто реальность отличается от политических деклараций.
Один из примеров: история изменений в закон «Об общественных организациях». Речь идет не просто о «обеспечении демократических норм», реально речь идет о том, какие возможности имеют украинцы для того, чтобы заниматься общественной деятельностью.
Ныне действующий закон имеет ряд типовых советских норм, которые никак нормальную общественную активность стимулировать не могут. Чего стоит норма о том, что общественные организации имеют право защищать только членов своей организации. Это означает, что правозащитники просто не могут защищать права людей в стране.
Немало вопросов и по всеукраинскому статусу организаций: в состоянии ли заниматься общенациональными вопросами только те, кто имеет представителей в большинстве областей? Или эта способность зависит не только от этого? Во многих законах этот статус является условием сотрудничества с органами центральной власти.
Следовательно, закон уже давно требует обновления и соответствующие изменения были подготовлены. Но, как оказалось, к их принятию не особо стремилась как оранжевая власть, так и не слишком спешит действующая.
По крайней мере, об этом свидетельствуют многочисленные трудности, которые возникают по этому документу.
Сейчас законопроект 7262-1 прошел первое чтение и находится в Комитете по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Верховной Рады. Для доработки документа была создана рабочая группа, которую возглавил Юрий Ключковский. В группу были включены 29 представителей органов власти и только двое представителей общественности.
Уже во время первых заседаний Ключковский выступил с предложением отказаться от принятия этого закона и разработать закон о неправительственных организациях, и только тогда принимать законы об общественных организациях, профсоюзах и тому подобное.
Предложение не было поддержано, после чего он предложил постатейно проходить законопроект, что явно затягивает процесс.
Фактически на данном этапе законопроект попал в зависимость от данной группы и завершению ее работы пока не видно конца.
Парадокс, но быстрый и эффективный процесс работы над документом и его принятие с учетом европейских норм в интересах не только организаций, но и самого Виктора Януковича.
Это может быть важным аргументом власти в процессе согласования позиций сторон относительно готовности подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, подписание которого остается под вопросом из-за преследования оппозиции.
Наконец, реальный «импульс» для гражданского общества — прекрасная возможность встретиться с Обамой, который не выражает симпатий украинскому президенту. Похоже, это хорошо понимают в АП, в частности, заместитель главы администрации Марина Ставнийчук играет активную роль в этом процессе.
Однако в парламенте этот документ вызывает немало «волнений». Его по понятным причинам не поддерживают коммунисты. Но одновременно в первом чтении за него не голосовала и так называемая «группа либералов» — фракция «Реформы ради будущего». В этом контексте хотелось бы понять, какие реформы данная группа считает нашим будущим?
Нет однозначной позиции и в среде национал-демократов из «Нашей Украины», лишь 26 человек проголосовали «за». БЮТ тоже не дает однозначной поддержки документа, понимая, что Янукович может это записать себе в актив, чего в блоке Тимошенко точно не хотят.
Не совсем простая ситуация и с самими регионалами. С одной стороны, фракция законопроект поддержала, с другой, были заявления главы фракции Александра Ефремова и Вадима Колесниченко о «применении российского опыта» в контексте этого документа, что явно не соответствует задекларированному курсу на демократию от президента.
В действительности, речь идет не просто об очередном законопроекте, речь идет о значительно более важных вещах: от имиджа государства и президента до возможности создания нормальной среды для развития гражданской активности в стране.
Что фактически означает расширение поля возможностей для общества удовлетворять свои интересы и решать свои проблемы, не прибегая к крайним революционным средствам. Но пока реальный «импульс» Виктора Януковича застрял в бюрократических процедурах комитетов и рабочих групп парламента.